Как прокачать hard & soft skills менеджера продукта всего за 1,5 месяца? Ответ в моем честном отзыве на участие в интенсиве для продактов wannabelike Rozova

Oksana Baklanova
12 min readApr 20, 2021

Хочу поделиться своим опытом участия в интенсиве для продактов wannabelike Rozova. Если коротко, то я долго принимала решение пойти на интенсив, запрыгнула в последний вагон, прошла все почти все испытания, преодолела много сложностей и вышла с четким пониманием, кто такой классный продакт, как им стать и как должно быть организовано развитие и управление технологическим продуктом. Надеюсь, эта заметка будет полезна тем, кто только начинает погружаться в профессию продуктового менеджмента или опытным продактам, которые застряли на своей позиции и не знают, куда дальше развиваться.

Предистория

В 2016 году я уволилась со своего последнего места работы в Правительстве Москвы, где занималась разработкой стратегии развития промышленных зон нашей столицы. У меня был хороший карьерный трек: высшее экономическое образование в НИЯУ «МИФИ», работа инвестиционным аналитиком в стартап акселераторе с hardware проектами, опыт в бутиковом консалтинге и затем переход на престижную должность в правительстве города. Но мне всегда казалось, что я занимаюсь совсем не своим делом. У меня хорошо получалось работать над стратегиями для больших компаний, строить финансовые прогнозы и делать работу на «отлично». При этом мне остро не хватало прямого результата. Было ощущение, что я не создаю реальный и полезный продукт. Именно поэтому я ушла с работы с жутким выгоранием и желанием найти для себя область, в которой хотелось бы развиваться.

С того момента я начала интересоваться профессиями в мире digital. Мне безумно понравился продуктовый дизайн и тот факт, что эта профессия позволяла создавать полезный продукт для людей. После нескольких курсов и пары лет фриланса, я попала в Райффайзенбанк на позицию junior-дизайнера.

На протяжении 1,5 лет я быстро росла, реализовала 11 новых сервисов с командой и получила позицию middle-дизайнера. Нужно отдать должное моему предыдущему опыту, который мне очень помогал в профессиональном развитии. В какой-то момент я поняла, что дизайн довольно узкая сфера и захотела большего влияния на продукт. У нас в компании открылась вакансия продуктового менеджера, на которую я прошла отбор. С этого момента я начала искать специализированные курсы для продактов, читать и поглощать с жадностью знания, которые помогали бы мне успешно управлять продуктом и командой разработки. Я прошла курсы от разных известных продактов, прочитала множество блогов, статей, толку от которых было немного. Причин несколько:

  • продакт попробовал одну теорию, она сработала, и сейчас он пытается применить ее ко всему на свете и хочет любую проблему решить универсальным средством;
  • оторванные от реального опыта книжные знания, которые сложно применить на практике;
  • просто устаревшие методики, которые уже не работают в быстро меняющемся мире технологий;
  • какие-то обрывочные кусочки теории и практики управления продуктом, которые не складывались в полноценную картину.

Наверняка многие сталкивались со всеми этими проблемами при поиске стоящего источника знаний, пытаясь преодолеть барьер входа в профессию или просто на первых этапах карьерного развития.

Я давно была подписана на telegram-канал компании TYPICAL. В тот самый момент, когда у меня возник очередной кризис собственного развития и тотальное непонимание, как двигаться дальше в работе с продуктом, в канале появилось объявление о начале набора на интенсив wannabelike Rozova. В описании меня зацепило очень четкое обозначение моих болей, которые не удалось закрыть ни одним курсом раньше: «менторство на примерах и на деле, а не на уровне теории», «заполнение пробелов в фундаменте», «для тех, кому не хватает насмотренности и практики». Подала заявку на интенсив я не сразу, а одна из последних. Меня останавливало то, что интенсив стоит довольно дорого, Леру тогда я совсем не знала, и мне сложно было решиться. Тем не менее, каждый день я заходила и проверяла сколько мест на интенсиве осталось, а из головы не выходила последняя фраза в посте «Я хочу сделать своих ребят best you can ever get».

Первый пост о курсе в телеграмм-канале TYPICAL

Итоговое решение я приняла только после QA сессии, которую Лера провела накануне интенсива. Решение пришло сразу после того, как она ответила на первые три вопроса. Во-первых, Лера не «впаривала» курс всем подряд, она четко обозначила, что хочет видеть у себя на потоке людей, которые готовы работать на результат. Во-вторых, появилось чувство доверия из-за честных ответов на вопросы о развитии карьеры и управлении продуктом. Помню, что тогда отправила заявку на курс уже через 20 минут от начала QA-сессии и до сих пор считаю, что это было лучшей инвестицией в мое образование к настоящему моменту.

Как это было?

После того, как я отправила заявку на курс, меня добавили в общий чат в telegram, где уже собрались другие ребята. Могу сказать честно, вначале было очень страшно, что я не справлюсь. В чате все делились своим опытом и причиной, по которой пришли на курс. Там были и владельцы студий, аналитики из Яндекса, кто-то запустил свой продукт. Было много названий именитых компаний, все с очень сильным бэкграундом и я подумала, что буду в аутсайдерах. В любом случае, отступать было некуда, а сложности я люблю и решила, что сделаю все, чтобы получить максимум от этого интенсива. Провалюсь, но хотя бы буду знать, что сделала все возможное.

PDP, резюме и первое занятие

Первого занятия я ждала с нетерпением. Лера начала его со слов: «Я не школа и мои курсы не предзаписаны и, надеюсь, никогда не будут. Мне хочется научить вас работать, как я, или, может, кто-то из вас поймет, что я делаю неправильно, и станет лучше меня.» Оглядываясь назад, я осознаю, что эти слова максимально передают суть всего интенсива. Все строится на прямой коммуникации с живым человеком с опытом работы в реальном продукте. Что-то послушать и научиться — не получится, только практика с качественной обратной связью даст результат.

Далее Лера подробно рассказала как будет строиться наша работа ближайшие 1,5 месяца:

  • занятия 2 раза в неделю по 3 часа каждое;
  • много домашки;
  • кейсы на занятиях и еще для проработки дома;
  • групповая работа по подготовке материалов об индустриях и метриках;
  • бонус — практика с дизайнером.

Собственно, в этот момент пришло осознание, что о свободном времени на интенсиве стоит забыть и работы будет очень много.

Первое занятие было посвящено овервью навыков менеджера продукта и рассказу о сегментах продуктовых компаний. Домашним заданием стало составление индивидуального плана развития (Personal Development Plan, он же PDP). Суть его заключалась в том, чтобы дать себе оценку по 7 hard и 7 soft-skills продуктового менеджера, подкрепить свою оценку реальными фактами, а также написать план развития каждого из навыков. На задание было меньше недели, а помимо оценки нужно было составить питч о себе по результатам составления PDP с описанием своих сильных и слабых сторон.

PDP в итоге выглядел примерно так:

Один из навыков из моего PDP

Я потратила на задание все выходные, включая вечер пятницы. Результат стоил всех усилий:

  1. Получилось всесторонне оценить свой опыт, знания и навыки. Определить свои сильные и слабые стороны, которые раньше было сложно сформулировать.
  2. Составить качественное резюме и питч, который я теперь смогу использовать в текущей работе или при поиске новой.
  3. План, конкретные шаги и сроки по развитию каждого из ключевых навыков.

Первое задание было невероятно крутым стартом курса. Впервые я смогла составить структурированную оценку себя как профессионала и actionable план, как развивать свои навыки и повышать свою ценность на рынке. Раньше этого не могла дать ни одна статья и ни один курс. Это было восхитительно и очень сложно одновременно.

Помимо составления PDP, необходимо было написать свое резюме с использованием примера и шаблона, а также провести исследование с 5-ю продактами из каждой продуктовой компании, о которых мы говорили на занятии.

Многим ребятам не понравилось задание с интервью. На мой взгляд, это было отличным челленджем на выход из зоны комфорта, которое вдобавок заставило включить голову. Нужно было придумать, как найти этих продактов и уговорить их пообщаться. В результате я очень много узнала о работе менеджеров в других компаниях и увеличила свой нетворк еще на 5 новых контактов. Каждое задание на интенсиве сначала казалось невыполнимым, но когда удавалось с ним справиться, то сразу становилось понятно, что ты сделал еще шаг к своему росту, и это давало огромный заряд на выполнение других домашек.

Создание продукта step by step

Каждое занятие уровень сложности и нагрузки повышался. Мы встречались в zoom каждый вторник и среду в 19:00 и ждали новую порцию знаний, а вместе с ним и гору домашки. Лекция длилась примерно 3–3,5 часа, во время которых Лера давала теорию и разбирала примеры реальных компаний. В процессе занятия все практиковались и решали кейсы.

Например, на лекции по стратегии, нам нужно было сформулировать сильные и слабые стороны своего продукта и компании за 15 минут и скинуть их в групповой чат. Лера сразу комментировала и давала нам обратную связь.

Пример с практики на занятии по стратегии от Вали (https://t.me/valyapest)

После занятия мы получали домашнюю работу или, другими словами, практику по своему продукту. Нужно было по полученной теории сформулировать стратегию продукта и даже составить P&L. Дедлайны были супер-короткими, не больше 1 недели на задание, а объемы — внушительными. Причем если после лекции казалось, что все понятно и нет ничего сложного, то на практике оказывалось, что возникает еще миллион дополнительных вопросов. Чат активно оживал к выходным, все задавали вопросы по теории и помогали друг другу с поиском ответов. Обстановка накалялась, и казалось успеть все было просто невозможно.

Домашнее задание с занятия по метрикам, на выполнение которого было всего 6 дней

После сдачи домашних работ Лера записывала видео-фидбек длительностью в среднем 2–3 часа. Задание каждого участника потока она смотрела с доскональностью преподавателя школы MBA. На мой взгляд, это было дополнительным бонусом, во-первых, потому что можно было посмотреть работы других ребят и учиться на их ошибках, во-вторых, благодаря такой качественной обратной связи сразу становилось понятно, что конкретно нужно переделывать. Цикл был зачастую такой: сдал работу — получил обратную связь — исправил — получил обратную связь. И так пока не добьешься хорошего результата.

Сначала я погружалась в каждую домашнюю работу, концентрируясь на конкрентном задании и стараясь сделать его максимально хорошо. В какой-то момент я начала улавливать связь между темами, и все домашки по своему продукту стали складываться в единый целостный контекст. На выходе с интенсива у меня получился полноценный обзор:

  1. Стратегия продукта с анализом рынка и конкурентов;
  2. Структура метрик и подход к системному анализу их изменений;
  3. Список гипотез и план исследований для их проверки;
  4. P&L и расчет unit economy;
  5. СJM;
  6. Цикл продуктовой разработки и управления командой.

Каждое занятие и задание сложились в единую структуру и теория стала фундаментом, на котором «стоял крепкий дом», собранный из практики за весь интенсив. По факту за месяц я получила не только собственный план развития, но и план управления своим продуктом и всеобъемлющий взгляд на него.

Еще кейс и, может, еще немного кейсов

Отдельно хочу рассказать про кейсы, которые стали для многих, особенно для меня, настоящим испытанием. За весь интенсив для самостоятельной проработки мы получили 16 кейсов. Иногда это были реальные проблемы компаний, а несколько были придуманной бизнес-ситуацией специально для проработки теории по теме. Было очень сложно понять, как подступиться к решению, пока Лера не дала нам фреймворк. Честно скажу, я справилась всего с 6 кейсами, но благодаря им я понимаю, что нужно больше практиковаться и нарабатывать продуктовую насмотренность.

Больше всего мне запомнился один из последних кейсов, про СССР 1979 года. Необходимо было проверить все рискованные предположения запуска сервиса торговли, обмена и выставления на аукцион мест в очереди за дефицитными товарами, и запустить его MVP. Для погружения в социально-экономические условия того времени я много гуглила. Было непросто применить привычные подходы решения задач развитого IT-мира к сервису, который, предположительно, должен был быть запущен 42 года назад, когда еще не было смартфонов и был этап зарождения персональных компьютеров. Оказалось, что это вполне реалистичная задача, если уделить много внимания ресерчу и правильно применить необходимый для решения инструмент.

Daily product news

Отдельно стоит выделить потрясающую и очень веселую практику на каждый день — #dailyproductnews. Каждый день кто-то назначался дежурным. Нужно было в чат потока выложить сводку новостей из мира технологий и продуктового менеджмента. Таким образом, мы практиковали современность, насмотренность и узнавали обо всем, что происходит в мире IT первыми. Каких-то конкретных требований к выполнению задания не было, оно было очень творческим. Пара ребят даже сделали видео с выпуском новостей, и я до сих пор ими восхищаюсь.

Это были мои #dailyproductnews 2 марта

Как было круто «выдохнуть» на занятии с дизайнерами

Отдельным удовольствием стала практика с дизайнерами, которые учились в это время на параллельном потоке wannabelike Миши Розова. Продактам нужно было проработать структуру лендинга по продаже билетов на выступление Тони Роббинса, продумать тарифы и финансовую модель. На занятии в течение 2 часов вместе с дизайнером мы должны были собрать лендинг. Важно было успеть сработаться с незнакомым человеком за короткое время и выдать классный результат.

На этом задании я по-настоящему «выдохнула» и полностью насладилась процессом. Как ex-дизайнеру, мне было приятно подобрать референсы и поработать над визуальным продуктом. Знакомство с Таней Егоровой, моей дизайн-парой, стало дополнительным бонусом, и, кажется, у нас получился неплохой результат совместной работы.

Результат нашей с Таней работы :)

Пока писала эту заметку, пересмотрела еще раз видео с занятия. Вернее, ту часть, в которой Миша давал нам фидбек: комментировал косяки в продуктовом решении, проблемы в визуальном и UX-дизайне и посмеивался над текстами и копирайтом. «Космодизайн», «магазин на диване», «океан возможностей» и «озеро вдохновения» — на этой практике было все. В итоге получилось весело, полезно и понравилось как продактам, так и дизайнерам.

Дополнительно для нас Миша подготовил видео по тому, как работать в Figma. По опыту могу сказать, что это правда большой плюс для продакта — владеть навыком работы в инструменте для дизайнеров, чтобы комментировать макеты, быстро делать набросок прототипа и тестировать его с пользователями.

Выводы

Если подводить итоги интенсива, то я получила сильно больше, чем ожидала. В своем интро я писала, что «хочу систематизировать знания, определить свои точки роста и слабые места. Дополнительно было бы здорово понять, как построить свой дальнейший карьерный путь.»

По факту с интенсива я ухожу с:

  • PDP, резюме и пошаговым планом развития навыков на год вперед;
  • планом работы по улучшению своего продукта и управления командой;
  • систематизированными знаниями, проработанными кейсами и практикой;
  • чек-листами, шаблонами и прочими полезными материалами, которыми можно пользоваться в ежедневной работе;
  • новыми знакомствами и контактами ребят из продуктового коммьюнити.

По результатам интенсива я искренне восхищена той работой, которую мы все проделали, а главное — подходом Леры ко всему процессу занятий и обратной связи. Столько в нем ответственности к тому результату, с которым мы выйдем с интенсива. Каждому она уделила время, ответила максимально полно на каждый вопросы и старательно подобрала материалы и примеры. Осталось ощущение, что это был не краткосрочный курс, а качественное и полноценное обучение с использованием методик программы МВА. На курсе было сложно, он занял все свободное время, которое у меня оставалось вне работы в течение этих 1,5 месяцев. Тем не менее, я все еще считаю, что без этого интенсив не получился бы таким полезным и действительно эффективным. Как приятно видеть результат по домашкам, а главное, в реальной работе каждый день. Сейчас есть понимание, как развивать свой продукт, сделать его полезным для пользователя и как улучшать процессы работы команды, чтобы быстрее доносить ценность клиенту.

Полезные советы тем, кто планирует пойти на интенсив

10 мая стартует новый поток интенсива wannabelike Rozova. Полезные советы, которые я бы дала себе в начале обучения, чтобы получить от него как можно больше:

  1. Возьми отпуск на пару недель в середине интенсива. Нагрузка будет большая и, чтобы все успеть и качественно поработать над кейсами и заданиями по продукту, лучше запастись несколькими дополнительными часами в сутках.
  2. Не пропускай занятия, никогда не пропускай занятия, совсем не пропускай занятия. Каждое из них длится 3 часа и чуть больше, потом посмотреть может не будет возможности из-за нехватки времени.
  3. Записывай конспект, это поможет потом ориентироваться в материале при выполнении домашки и вспомнить какие-то важные заметки по теории.
  4. Не бойся задавать глупые вопросы, главное понять и разобраться, а не казаться умным.
  5. Подходи к интенсиву ответственно, делай все задания и старайся решать кейсы. Только практика поможет освоить знания.
  6. Если ты не готов много работать, то лучше не ходи на интенсив.
  7. Если ты совсем никогда не работал в технологическом продукте, то будет максимально сложно. Этот интенсив больше подойдет тем, у кого уже есть какой-то опыт и собственно сам продукт.
  8. Будь открыт к новым знаниям. Это авторский интенсив и основан на опыте Леры. Если ты с чем-то не согласен — аргументируй и доказывай на реальных примерах.

Спасибо, что прочел этот лонгрид и дошел до конца. Если хочется еще что-то спросить про интенсив или просто расширить свой нетворк, напиши мне в telegram @oksana_baklanova 😉

--

--